Гордость факультета

Теория и методика гимнастики

Вопросы к зачёту по гимнастике для студентов 1 курса

 

1.   Место и значение гимнастики в системе физического воспитания (определение понятия “гимнастика”, задачи, которые решаются на занятиях по гимнастике).

2.   Значение, характеристика строевых упражнений и их классификация.

3.   Методы и методика обучения строевым упражнениям.

4.    Методические указания при проведении строевых упражнений.

5.    Требования, предъявляемые к терминологии.

6.    Правила сокращений в гимнастической терминологии.

7.    Способы образования терминов.

8.Правила применения терминов (общие, конкретные и дополнительные термины).

9.       Формы записи гимнастических упражнений.

10.  Запись ОРУ.

11.  Запись вольных упражнений.

12.  Запись упражнений на гимнастических снарядах.

13.  Правила применения терминов.

14.  Определение, классификация и характеристика ОРУ.

15.  Методика составления комплексов ОРУ.

16.  Характеристика раздельного (обычного) способа проведения ОРУ.

17.  Методические указания к проведению комплексов ОРУ.

18.Причины возникновения травм и меры их предупреждения на занятиях гимнастикой. Значение самоконтроля и врачебного контроля для предупреждения травматизма.

19.  Обучение приемам помощи и страховки.

20.  Виды травм, возможных при занятиях гимнастикой и первая помощь.

21.Раскрыть содержание понятий: страховка, помощь, самостраховка. Разновидности приемов помощи.

22.Значение помощи, страховки при обучении гимнастическим упражнениям. Правила и приемы страховки в отдельных видах многоборья.

23.Методические особенности гимнастики (разностороннее воздействие на организм, разнообразие упражнений — средств гимнастики, избирательное воздействие упражнений, регламентация занятий и точное регулирование нагрузки и т.д.).

24.Определение и краткая характеристика средств гимнастики (строевых, вольных, прикладных, акробатических, прыжков, упражнений на снарядах, художественной гимнастики, подвижных игр и эстафет).

25.Виды гимнастики и их характеристика как специфических средств разностороннего педагогического воздействия на занимающихся.

26.Основы музыкальной грамоты (значение музыкального сопровождения, построение музыкального произведения, подача команд, музыкальный размер).

27.Термины строевых упражнений, ОРУ, акробатических упражнений и упражнений на гимнастических снарядах.

 

Вопросы к зачёту по гимнастике для студентов 2 курса

 

1.       ОРУ как средство формирования правильной осанки.

2.       ОРУ как  средство укрепления сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

3.       ОРУ как средство развития силы (методика развития).

4.       ОРУ как средство развития гибкости (методика развития).

5.      ОРУ как средство развития координационных способностей (методика развития).

6.       Характеристика и методические особенности проведения ОРУ в движении.

7.Характеристика и методические особенности проведения ОРУ с использованием гимнастической скамейки.

8.       Характеристика и методические особенности проведения ОРУ в парах.

9.Характеристика и методические особенности проведения ОРУ с гимнастической палкой.

10.  Задачи, решаемые при обучении гимнастическим упражнениям.

11.  Характеристика знаний, умений и навыков, как результата обучения в гимнастике.

12.  Характеристика гимнастических упражнений и особенности формирования двигательных навыков в гимнастике.

13.Реализация принципов дидактики при обучении гимнастическим упражнениям.

14.  Этапы обучения гимнастическим упражнениям.

15.  Методы обучения гимнастическим упражнениям.

16.Методические приемы обучения гимнастическим упражнениям (классификация по признаку педагогического назначения, Л. Семенов).

17.  Обучение двигательным действиям методом алгоритмических предписаний (по А.М. Шлемину).

18.Характеристика упражнений на брусьях//. Техника выполнения и методика обучения (ТВМО) соскоку махом назад; подъему разгибом из упора на руках согнувшись; подъему разгибом из виса согнувшись; стойке на плечах; подъему махом вперед; подъему махом назад; кувырку вперед; размахиванию.

19. Характеристика упражнений на перекладине. Т.В.М.О. подъему разгибом; соскоку махом вперед; обороту вперед в упоре ноги врозь; обороту назад в упоре; подъему одной из виса; размахиванию в висе.

20.Характеристика упражнений на брусьях разной высоты. Т.В.М.О. из виса присев на н/ж подъему переворотом на в/ж; из виса присев на н/ж подъему толчком в упор на в/ж; подъему переворотом на н/ж; спаду-подъему одной из упора.

21.Характеристика прикладных упражнений. Т.В.М.О. лазанью по канату в два и три приема.

22.Характеристика и классификация прыжков. Т.В.М.О. приземлению; наскоку на мостик и отталкиванию; толчку руками; прыжку углом; прыжку согнув ноги; прыжку ноги врозь; вскоку в упор стоя на коленях и соскоку взмахом рук.

23.Характеристика и классификация акробатических упражнений. Т.В.М.О. группировке; перекатам; кувырку вперед; кувырку назад; стойке на лопатках; стойке на руках; стойке на голове с опорой на руки; перевороту боком («колесо»); кувырку назад прогнувшись через плечо в упор лёжа на бёдрах.

24.Термины строевых упражнений, ОРУ, акробатических упражнений и упражнений на гимнастических снарядах.

 

Вопросы к экзамену по гимнастике для студентов 3 курса

1.Гимнастика в отечественной системе физического воспитания (определение понятия “гимнастика”, задачи, которые решаются на занятиях по гимнастике).

2. Методические особенности гимнастики (разностороннее воздействие на организм, разнообразие упражнений — средств гимнастики, избирательное воздействие упражнений, регламентация занятий и точное регулирование нагрузки и т.д.).

3.Определение и краткая характеристика средств гимнастики (строевых, вольных, прикладных, акробатических, прыжков, упражнений на снарядах, художественной гимнастики, подвижных игр и эстафет).

4.      Характеристика образовательно — развивающих видов гимнастики.

5.       Характеристика оздоровительных видов гимнастики.

6.        Характеристика видов гимнастики со спортивной направленностью.

7.Причины возникновения травм и меры их предупреждения на занятиях гимнастикой. Значение самоконтроля и врачебного контроля для предупреждения травматизма.

8.    Обучение приемам помощи и страховки.

9.    Виды травм, возможных при занятиях гимнастикой и первая помощь.

10. Раскрыть содержание понятий: страховка, помощь, самостраховка. Разновидности приемов помощи.

11.  Значение помощи, страховки при обучении гимнастическим упражнениям. Правила и приемы страховки в отдельных видах многоборья.

12.ОРУ – средство развития силы, гибкости, координационных способностей (методика развития).

13.      Формы занятий по гимнастике в школе. Урок, как основная форма занятий по гимнастике в школе (структура, разновидности уроков, общие требования к ним).

14.  Задачи, средства и методические указания к проведению подготовительной части урока (способы проведения ОРУ).

15.  Задачи, средства и методические указания к проведению основной части урока (способы организации занимающихся на уроках).

16.Задачи, средства и методические указания к проведению заключительной части урока.

17.Плотность урока (характеристика общей и моторной плотности, способы повышения плотности в основной части урока).

18.        Задачи, решаемые при обучении гимнастическим упражнениям.

19.Характеристика знаний, умений и навыков как «продукта» обучения гимнастическим упражнениям.

20.           Методы обучения гимнастическим упражнениям.

21.           Принципы обучения гимнастическим упражнениям.

22.           Этапы обучения гимнастическим упражнениям.

23.Методические приемы обучения гимнастическим упражнениям (классификация по признаку педагогического назначения,  Л.П. Семенов).

24.           Обучение двигательным действиям методом алгоритмических предписаний (по А.М. Шлемину).

25.           Термины строевых упражнений (дать определение 10 терминам).

26.    Термины ОРУ и В/У (значение понятий: стойка, сед, присед, выпад, упор, наклон, равновесие, волна, круг).

27.  Термины акробатических упражнений (значение понятий: группировка, перекат, кувырок, переворот, мост, шпагат, рондат).

28.  Термины упражнений на снарядах (значение понятий: хват, вис, упор, подъем, спад, опускание, оборот, кач, мах).

29.  Правила гимнастической терминологии (способы образования терминов, правила применения терминов, правила сокращений).

30. Значение терминологии (значение понятия «гимнастическая терминология», «термин», требования предъявляемые к терминологии).

31.           Правила и формы записи гимнастических упражнений.

32.   Техника гимнастических упражнений и закономерности, лежащие в ее основе. Силовые упражнения (характеристика и классификация).

33.           Маховые упражнения (характеристика, структура и классификация).

34.           Определение и характеристика отталкивания и приземления.

35.           Определение и характеристика реактивного движения и реактивной силы.

36.           Определение и характеристика хлёстового движения, вращательного
движения (
название осей вращения и примеры упражнений).

37.           Основные документы планирования и их краткая характеристика.

38.           Учет учебной работы по гимнастике.

39.           Методика составления рабочего плана-графика по гимнастике.

40.           Методика составления конспекта урока по гимнастике.

41.           Педагогическое и агитационное значение соревнований.

42.           Виды и характеристика соревнований.

43.           Документы необходимые для проведения соревнований.

44.           Подготовка и проведение соревнований.

45.           Работа и состав судейской коллегии на соревнованиях.

46.           Оценка гимнастических упражнений на соревнованиях.

47.           Задачи и значение гимнастических выступлений.

48.           Организация, подготовка и проведение гимнастических выступлений.

49.   Характеристика упражнений на брусьях//. Техника выполнения и методика обучения (ТВМО) соскоку махом назад; подъему разгибом из упора на руках согнувшись; подъему разгибом из виса согнувшись; стойке на плечах; подъему махом вперед; подъему махом назад; кувырку вперед; размахиванию.

50.Характеристика упражнений на перекладине. Т.В.М.О. подъему разгибом; соскоку махом вперед; обороту вперед в упоре ноги врозь; обороту назад в упоре; подъему одной из виса; размахиванию в висе.

51.Характеристика упражнений на брусьях разной высоты. Т.В.М.О. из виса присев на н/ж подъему переворотом на в/ж; из виса присев на н/ж подъему толчком в упор на в/ж; подъему переворотом на н/ж; спаду-подъему одной из упора.

52.Характеристика прикладных упражнений. Т.В.М.О. лазанью по канату в два и три приема.

53.Характеристика и классификация прыжков. Т.В.М.О. приземлению; наскоку на мостик и отталкиванию; толчку руками; прыжку углом; прыжку согнув ноги; прыжку ноги врозь;  вскоку в упор стоя на коленях и соскоку взмахом рук.

54.Характеристика и классификация акробатических упражнений. Т.В.М.О. группировке; перекатам; кувырку вперед; кувырку назад; стойке на лопатках; стойке на руках; стойке на голове с опорой на руки; перевороту боком («колесо»); перевороту с поворотом («рондат»); кувырку назад прогнувшись через плечо в упор лёжа на бёдрах.

При объяснении Т.В.М.О. гимнастических упражнений необходимо описать технику исполнения элемента, последовательность обучения, особенности страховки и помощи, возможные варианты выполнения.

Нормативы

по физической подготовке студентов

1 курса

Зачетное упражнение

Оценка

«3»

 

«4»

 

«5»

 

Юноши

Подтягивание в висе, раз

 

6

9

12

Поднимание ног в висе на перекладине до касания ими грифа, раз

6

9

12

Упор углом (держать), сек

9

12

15

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, раз

10

15

20

Сгибание и разгибание рук на махе вперед, раз

6

9

12

Девушки

Вис на согнутых руках (держать), сек

9

12

15

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз

9

12

15

Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине согнув ноги, руки за голову (за 30 сек), раз

22

26

30

Поднимание ног в висе на гимнастической стенке до угла 90º, раз

10

15

20

Наклон из положения сидя, см

5

9

13

Нормативы

по физической подготовке студентов

2 курса

Зачетное упражнение

Оценка

«3»

 

«4»

 

«5»

 

Юноши

Подтягивание в висе, раз

 

9

12

15

Поднимание ног в висе на гимнастической стенке до касания ими рейки над головой, раз

4

7

10

Упор углом (держать), сек

10

15

20

Сгибание и разгибание рук на махе вперед (в упоре на брусьях), раз

9

12

15

Сгибание и разгибание рук на махе назад (в упоре на брусьях), раз

6

9

12

Передвижение в упоре ноги врозь по гимнастическому бревну (5 м) без остановки.

зачтено / не зачтено

Девушки

Вис на согнутых руках (держать), сек

12

15

18

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз

12

15

18

Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине согнув ноги, руки за голову (за 30 сек), раз

24

27

30

Поднимание ног в висе на гимнастической стенке до угла 90º, раз

15

20

25

Наклон из положения сидя, см

6

10

14

Передвижение в упоре ноги врозь по гимнастическому бревну (5 м) с 1-ой остановкой

зачтено / не зачтено

Нормативы

по физической подготовке студентов

3 курса

Зачетное упражнение

Оценка

«3»

 

«4»

 

«5»

 

Юноши

Подтягивание в висе, раз

 

10

13

16

Поднимание ног в висе на гимнастической стенке до касания ими рейки над головой, раз

6

8

10

Упор углом (держать), сек

12

16

20

Сгибание и разгибание рук на махе вперед и назад (в упоре на брусьях), раз

5

8

10

Передвижение в упоре ноги врозь по гимн. бревну (10 м) с 1-ой остановкой.

зачтено / не зачтено

Девушки

Вис на согнутых руках (держать), сек

14

16

18

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз

12

15

18

Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине согнув ноги, руки за голову (за 30 сек), раз

25

28

30

Поднимание ног в висе на гимнастической стенке до угла 90º, раз

16

20

25

Наклон из положения сидя, см

8

12

16

Передвижение в упоре ноги врозь по гимнастическому бревну (5 м) без остановки

зачтено / не зачтено